Учим дошкольников чтению с помощью развивающих игр и методик

Ребенок читаетДетское развитие во многом зависит от усердия родителей. Конечно, даже если мама и папа ни чуточки не приложат усилий в сторону обучения своего ребенка, он все равно освоит чтение и письмо. Тут главное другое – родители выступают в роли авторитетных наставников. Малышу не надо привыкать к ним (как к учителю), выдерживать за партой 30-40 минут (как на уроке) и зубрить в свободное время то, что недопонял (в качестве домашнего задания). Играть и учиться одновременно рядом с самыми близкими людьми – разве это не лучший способ раннего развития? Рассмотрим интересные игры по обучению чтению дошкольников.

Кубики Зайцева

Все дошколята играют в кубики — это, пожалуй, самая популярная игра, способная развивать и моторику, и воображение одновременно. Они складывают пирамидки, строят дома, дороги. А что, если кубики помогут обучиться чтению, подумал Н.А. Зайцев (российский педагог и разработчик разнообразных образовательных методик). Так появились известные почти каждому родителю «Кубики Зайцева».

Суть их в том, что буквы дошкольник учит не по отдельности, а по «складам». Каждый склад – отдельное звучание гласных с согласными, обособленных гласных. Зайцев сделал так, что ребенок воспринимает сочетание букв на разных сторонах кубиков почти всеми органами чувств — так обучение происходит многоканально:

  • Зрительно. Кубики отличаются по цвету.
  • Тактильно. Кубики разной величины: так отличаются мягкие и твердые звуки.
  • На слух. Наполнители кубиков отличаются: громкие склады имеют железный наполнитель, глухие – деревянный, знаки препинания не содержат внутри ничего.
  • Барорецепторы рук. Ребенок запоминает отдельные звуки по тяжести кубиков.

Кубики зайцеваЕще там присутствуют специальные знаки: тире, ударение, заглавная буква. Они помогут ребенку правильно произносить слова, осваивая чтение, и понять. что такое слог. Кроме самих кубиков, обучение чтению по Зайцеву предполагает большую таблицу, которую родителям стоит разместить на стене или доске. Она помогает в сочетании, проговаривании складов, показывает, в какой последовательности звуки с кубиков дошкольник должен пропевать.

Методика обучения Зайцева может применяться детьми с 2-х лет. У вас будет в разном возрасте свой подход к применению методики, будет задан определенный уровень сложности. Те, кто пробовал игру, отмечают, что дети спустя 4-5 дней начинают пытаться прочитывать незнакомые слова. Только представьте, как здорово, когда совсем юный дошкольник способен не только сказать «мама» в свои 3 года, но и прочитать его по слогам.

Карточки Монтессори





Мария Монтессори убеждена, что ребенку лучше всего учиться чтению через развитие мелкой моторики рук. По сути, он сначала начинает писать, потом читать. Каждый родитель может создать сам настольный дидактический материал: объемные, шершавые, гладкие, вогнутые или любые другие буквы, которые малыш сможет обводить пальцем, запоминая контур и написание. Монтессори советует использовать не печатные буквы с резкими гранями, а прописные, закругленные. Круговые движение детям даются легче.

Методика МонтессориКогда буквы будут более-менее усвоены, вы можете поиграть в игру «Угадайка», когда ребенку завязываются глаза, а перед ним раскладываются уже знакомые на ощупь карточки или фигурки. Ощупывая поверхность, проверяя написание, ваш дошкольник вспоминает и произносит буквы. Позже их можно складывать в слова – сначала простые, потом сложные. Обучение чтению через игру в «письмо» – отличная идея, и весьма полезная.

Активная игра по обучению чтению дошкольников «Кто мы?»

Бегающие на улице дети могут проводить весело время, одновременно развивая свои навыки в чтении.  Особенно это актуально для дошкольников, уже хорошо разговаривающих и знающих некие основы. Суть игры в том, что каждый участник (кроме одного) является буквой (их лучше нарисовать на карточках или листах бумаги). Дети проговаривают свою букву перед стартом.

Далее один из родителей или воспитатель расставляет детей в определенной последовательности, чтобы получилось слово (сначала простое, потом все сложнее и сложнее). Дошколята, в свою очередь, должны по очереди произнести свою букву так, чтобы получилось звучно и понятно (спрятав при этом карточки). Оставшийся без буквы участник должен угадать, что за слово было сказано. Дается всего 3 попытки.

Если с 3-х попыток угадать слово не удается, участники показывают буквы. 4 попытка дана на чтение. Если ребенок угадывает (или прочитывает, что нам и требуется), ему дается 1 бал. Затем буквы и участники меняются. У кого больше всего баллов накопится к концу игры, тот и победил.

Есть самые разные буквари, азбуки, развивающие настольные игры и книги в интернете и магазинах, которыми дети могут заниматься самостоятельно. Современный рынок детских товаров предлагает массу способов обучить маленького ребенка или взрослого дошкольника чтению по слогам, по буквам или полностью словами. Запоминаются такие понятия, как «слог», «ударение», «мягкий», «твердый» и прочее. Начните с простого — покажите своему малышу буквы на улице, в магазинах, на упаковках продуктов. Возможно, он проявит интерес к ним без всяких специальных игр и методик.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz