Способы автоматизации звука «Ш» в слогах и словах

Слова на картинке со звуком ШКрасивая грамотная речь закладывается в детстве и порой становится настоящим достоянием человека в будущем. Именно поэтому в частности автоматизация звука Ш в слогах и словах является важной задачей, которую должны решить педагоги для своих воспитанников (об этом стоит помнить и родителям). Если не провести ряд корректирующих занятий в детстве, в дальнейшем научиться повзрослевшему малышу будет гораздо сложнее. Предлагаем ознакомиться с некоторыми игровыми вариантами, позволяющими с помощью веселья и интересных занятий научить малыша без ошибок выговаривать звук Ш и привести этот процесс к автоматизации.

Что происходит на занятиях по автоматизации

Корректирующие речь занятия позволяют решать различные задачи. Например, учат изолированно или в сочетании со слогом или словом произносить указанную букву. Так формируется лексико-грамматический строй, а ребенок учится правильно отвечать на поставленные вопросы. При этом происходит развитие речи, памяти, внимательности, речевой и мелкой моторики, понимание отличия слогов как составляющих слов. Ну и, наконец, малыш учится активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Постановка звука в речи происходит порой намного быстрее автоматизации. Необходимо упорно ежедневно трудиться, чтобы добиться результатов. Поскольку работа будет проводиться с детьми, окружите их атмосферой заботы и игры, желания помочь. Отправляться в добрую сказку с вымышленными, но очень полезными для развития речи, героями будет интереснее, если дети смогут сами принимать участие в выдумывании сюжетной линии. Приступим к большому путешествию!

Играем с Мишкой

Медвежонок играет с бабочкойПредлагаем рассмотреть один из вариантов игры с ребенком, благодаря которому он сможет правильно произносить звук «Ш». Для этого сообщите малышу (или малышам, если это групповое занятие), что к нему в гости пришел Мишка – известный герой, имеющий в первом слоге своего имени проблемную букву. И он предлагает поиграть в снежки. Перед занятием необходимо провести дыхательную гимнастику – для этого положите на ладошку малыша снежок (можно изготовить из листа бумаги, ваты, ткани и прочего) и попросите его несколько раз подуть с высунутым язычком.

Далее Мишка захочет убедиться, что у малыша нет проблем с жестикуляцией. Попросите ребенка улыбнуться, при этом напрячь сомкнутые губы, а затем пусть откроет рот. Дополнительно можно выполнять различные упражнения на автоматизацию и общее развитие: например, поднять язык к небу или напряженно тянуть его к носу. Все это необходимо, чтобы ребенок как следует разогрелся.

Известно, что звук «ш» — шипящий. Вспомним, какое из существ способно его издавать? Правильно, змея. Покажите ребенку картинку с ее изображением или пусть разгадает загадку. А потом пусть малыш потренируется в длительном произношении этого звука: «Ш-ш-ш».

Можно приниматься учиться выговаривать букву в сочетании с гласными, чувствовать ее в отдельных слогах и словах:

  • ША – шапка, шалаш, шашки.
  • ШО – шепот, шелк, шорох.
  • ШУ – шуба, шум, шутка.
  • ШЕ – шерсть, шея, шелест.
  • ШИ – шишка, шило, ширма.

Пришло время произносить скороговорки. В мешочке Мишутка принес нам нечто интересное. Оказалось, что это шишки и камешки. Можно предложить проговаривать простую скороговорку, на каждое слово выкладывая по предмету из мешочка. Вот она: «У Мишутки Мишки камешки да шишки». При этом важно следить за качеством произношения звука «Ш», чтобы автоматизация его происходила правильно.



Играем с Мышкой

Кроме забавного Мишки, есть и другие животные с порой непослушным шипящим звуком. Расскажем малышам про невоспитанного Мышонка – он никогда никого не приветствовал и не прощался. На него все вокруг обижались и не хотели дружить. Грустно от этого стало Мышонку, и захотел он исправиться: помылся, причесался, оделся и отправился в путешествие. Теперь необходимо выполнить артикуляционные упражнения:

УпражнениеОписание
«Грибок»Широкую сторону языка прижать плотно к нёбу и открыть широко рот. Чуть улыбнуться и продержаться в такой позе, просчитав от 1 до 10.
«Вкусное варенье»Оставив неподвижной нижнюю челюсть, необходимо широкой передней частью языка сверху вниз несколько раз облизнуть верхнюю губу.
«Чашечка»Растянуть в полуулыбке губы с приоткрытым ртом, язык расширить. Попытаться края языка распределить по верхним зубам. Кончик языка не должен сворачиваться внутрь, а язык не должен отодвигаться. Такую позу следует продержать 10 секунд.
«Паровозик»Положение языка и рта нужно принять такое же, как в предыдущем упражнении. Провести языком по коренным зубам движением «вперед-назад» 5 раз и остановиться. Повторить еще 5-6 раз.

Теперь стоит проанализировать вместе с ребятами, что же происходит с ротиком, когда произносится звук «Ш»: губки выдвигаются вперед и немного выворачиваются, получается «бублик». Педагог спрашивает: «Ребята, а что делает язычок, когда мы произносим звук «Ш»? Конечно! Он поднимается к нёбу. Попробуйте поднести ладошку ко рту и проверить, какой воздух выходит в этот момент (холодный или теплый)».

Теперь к нам на помощь снова придет змейка – ее Мышонок встретил, прогуливаясь по лужайке, когда услышал ее шипение. Оказалось, это был маленький заблудившийся ужонок. Мышонок с радостью согласился помочь своему новому другу. Попробуйте вместе с ребенком или группой детей проводить ужонка до дома, при этом нужно пальчиком вести по дорожке с характерным «Ш-ш-ш-ш».

Как змейки найти домик головоломка

Настала пора узнать все-все о звуке «Ш». Попробуйте спрашивать у малышей, какой он: твердый или мягкий, согласный или гласный, глухой или звонкий, предложите назвать с ним несколько слогов. Начнем собирать Мышонка в путь, положив в его сумку необходимые вещи. Попросите ребят хлопнуть в ладошки один раз, как только будет произнесено слово со звуком «Ш»: очки, шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, куртка, шляпа. Теперь наш довольный герой идет по дорожке и рассказывает стишки (повторить с детьми):

Мышонок рассказывает стишки со звуком Ш

По пути наш Мышонок встретил многих зверят, всем помог, поздоровался и попрощался. На этом его приключения заканчиваются, а напоследок он предложил деткам разгадать слова по картинкам и произнести слова по слогам:

Слова со звуком Ш по картинкам

Автоматизация звука Ш в слогах и словах — что еще придумать?

Еще есть интересная игра, в которой разбирается фонематический анализ слова. Например, поставить на стол паровозик с тремя вагончиками. И положить перед малышом картинки с мишкой, шариком и карандашом. Пусть в первый вагончик ребенок положит картинку, где звук Ш встречается в начале, во второй — в середине, и в последний — где букву Ш мы услышим в конце. Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики рук. Предложите мальчикам и девочкам раскрасить картинки с теми же предметами.

Есть множество ребусов, головоломок, разных игр и специально разработанных методик для качественной автоматизации звуков в слогах и словах. Разнообразьте занятия с воспитанниками, каждый раз добавляя что-то интересное в них – тогда материал усваивается быстрее и эффективнее. Читайте по слогам, учите новые буквы и сочетаниях их между собой.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz