Как педагогу познакомить детей с природой в ДОУ

Ознакомление детей с природой в детском садуПрирода оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Детям интересно любое живое существо, будет это кошка, собака или коровка. Они лепят из глины различные вещицы, строят песочные замки, играют в снежки, собирают сухие листья для гербария. Летом малыши наслаждаются зелеными садами, вкусными фруктами и теплым ветром. Именно поэтому ознакомление детей с природой в детском саду является важной составляющей педагогического процесса.

Активно взаимодействуя с природой, малыш постигает многие истины. Например, уход за растениями или животными приучает его к аккуратности, терпению, доброте и сочувствию. Если ребенок трудится, возделывая землю, например, развивается его здоровье, улучшается психическое состояние, да и повышаются навыки физического труда. Построение зданий из песка или любого другого природного материала способствует активизации мыслительного процесса.

Перед воспитателями ставится нелегкая задача: объяснить на простых примерах, как устроен наш мир. Можно выделить несколько методик, которые помогают провести ознакомление детей с природой в детском саду. Рассмотрим самые действенные и интересные из них.

Обустройство живого уголка

Когда ребенок читает книжки про животных или смотрит развивающие фильмы, в его сознании формируются определенные образы. Но они намного слабее, чем ощущения, возникающие при непосредственном контакте с растениями или животными. Поэтому в детских садах появляются живые уголки, в которых круглый год можно наблюдать за развитием жизни.

Существует несколько правил, которые стоит учитывать при оформлении живого уголка.

  • Лучше подбирать растения или животных, наиболее типичных для конкретной систематической группы. Пусть ознакомление детей с природой происходит в логичном ключе.
  • Растения должны привлекать внимание самых шаловливых ребятишек, чтобы у них возникло желание начать ухаживать за цветочками.
  • В живом уголке стоит содержать несколько представителей одного вида, чтобы дети могли замечать индивидуальные признаки и знакомиться с ними.
  • Разумеется, нельзя помещать в детском саду растения или животных, которые могут навредить ребятам, поцарапать, укусить.
  • Важно, чтобы все экземпляры и представители флоры и фауны хорошо чувствовали себя в данных условиях обитания — не стоит ради ознакомления детей с ними жертвовать живыми и неживыми составляющими природы.

Живой уголок в детском саду

Огород на территории детского сада

Обычно его размещают на открытой местности, где нет тени, недалеко от хозяйственного двора. У каждого ребенка может быть свой небольшой участок, около половины квадратного метра. Для ребят из старшей группы можно увеличить площадь. Ширина грядок может достигать 70 см, больше не рекомендуется, иначе дети не смогут дотянуться до ее середины.

Самым маленьким желательно научиться сажать овощи, семена и луковицы у которых крупные (редис, лук, бобовые культуры, горох). Ребятам постарше доверяют другие неприхотливые культуры: морковь, салат, укроп. Желательно, чтобы побеги овощей не занимали много места и росли оперативно. В процессе ухода за ними воспитатель может рассказать интересную информацию о пользе культур.

Лучший вариант – совместно посеять на всей территории ДОУ семена цветов, чтобы в летнее время малыши могли видеть плоды своего труда, показывать и рассказывать родителям, как здорово самостоятельно что-то посадить и вырастить. Это вырабатывает любовь к природе и уважение к тем, что своими руками делает город красивее и уютнее.



Ознакомление детей с природой в игровой форме

Изучение природы в детском садуВсе дети любят весело проводить время. Воспитатель должен сделать так, чтобы это было еще полезно и познавательно, ведь в играх порой больше закладывается развития, чем в умных книжках и тренингах. Если на территории детского сада есть различные деревья, то можно попросить ребят по листочку определить дерево, с которого он упал.

Для детей обычно подбирают тематические игры и в группе. Например, лото из разрезанных картинок, где предстоит выделить предметы (листья, фрукты, животных), которые относятся к одной систематической группе. Или вы можете обозначить для ребят 4 времени года и познакомить их с погодными условиями, присущими каждому из времен: капли дождя, снег, радуга, холодный ветер. Конечно, стоит добавить к этой игре картинки насекомых и животных – пусть детки знают, скажем, что букашечки зимой не летают, потому что спят.

Чтобы ознакомиться с явлениями природы, ее творениями, можно проводить словесные викторины. Например, по определению назвать животное или сказать, когда бывает снег, радуга, гром. Ребята могут подражать голосам зверей: пищать, как мыши; лаять, как собаки; мычать, как коровы, а воспитатель должен угадать, кто перед ним. Игра получится еще более познавательной, если малыши начнут поддерживать свои звуки жестами или показывать ими тех животных, которые не издают типичных звуков.

Проводим различные опыты

В холодное время года, когда за окном лежит снег, можно наблюдать за различными превращениями воды. Например, выставить блюдечко с ней за окно, а через некоторое время обсудить с детьми, почему появилась корочка льда. Либо, наоборот, в емкость положить снег и наблюдать, как он изменяет свое агрегатное состояние.

Для опытов можно использовать любые материалы. Например, песок и глину положить в баночки, налить одинаковое количество воды. Заметим, что сквозь песок жидкость прошла, а в случае с глиной — нет. Предложите также ребятам “испечь пирожки” из сухого и сырого песка, да и вообще разнообразить досуг играми с песком в самых разных вариантах.

Дети наблюдают в детском саду, как тает снег в тарелках

Необходимо объяснить детям, что на солнечной стороне и в тепле растения лучше себя чувствуют, чем в теневой и холодной. Но не забудьте упомянуть, что растения имеют разные «пристрастия» к воде и свету, к влаге и дополнительным удобрениям. Можно взять семена быстро прорастающей культуры, положить их во влажную тряпочку и хранить в разных условиях. Очевидно, что в тепле растение даст росток намного быстрее.

Методик ознакомления детей с природой в детском саду очень-очень много. Педагог должен выбрать наиболее интересные и познавательные из них и преподносить ребятне в легкой доступной форме. Расскажите малышам не только о природе, но и о теле человека, существующих чувствах и органах чувств, о пользе разных животных для природы и нашей жизни (пчелы несут мед, кошка ловит мышей, курица несет яйца и прочее). Вы можете каждый день придумывать новые занятия и игры, а также рекомендовать отдельным ребятишкам более углубленно заниматься в развитии отдельных навыков дома – возможно, кому-то из родителей стоит предложить посетить логопеда, психолога, ортопеда, или просто позаниматься над моторикой рук, произношением звуков дома.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz