Как развивать мелкую моторику у ребенка

Мелкая моторика рук у детейЧеловек, в каком бы возрасте он не находился, совершает множество движений ежедневно — они играют определяющую роль в жизни. Двигательная активность подразделяется на крупную и мелкую моторику (есть еще моторика органов, но сегодня не о ней). И если у большинства взрослых людей мелкая моторика кистей и пальцев рук развита достаточно, чтобы ловко справляться с любыми поставленными задачами, то ребенку раннего возраста необходимо применить огромное усилие, чтобы даже взять игрушку или скатать из пластилина шарик.

Моторика развивается постепенно, для ранних дошкольников это сугубо индивидуальный процесс, имеющий огромное значение. Однако повлиять на интенсивность развития все же можно. Рассмотрим, как происходит развитие мелкой моторики у детей, как на нее повлиять с помощью игр, подручных материалов и упражнений и какое она имеет значение. Это будет полезно не только родителям, занимающимся с детьми, но и педагогам.

Развитие мелкой моторики у детей — что оно дает?

Для начала стоит усвоить важность развития моторики у детских рук и пальчиков как таковой. Развивается она с самого рождения: малыш разглядывает двигающиеся пальцы, сует их в рот, ощущая тактильно язык, трогает себя за глаза, уши, нос, одежду. Первыми развиваются большой и указательный палец, именно поэтому ребенок начинает брать предметы только ими, а уже потом способен удержать кисточку, карандаш или кружку.

Вы замечали, что чем больше манипуляций способен сделать ребенок раннего дошкольного возраста руками, в частности пальцами, тем лучше он говорит? Это не просто так: между речевым и моторным центром в головном мозге мизерное расстояние, поэтому стимуляция одного из них приводит к активности другого. Но, как вы понимаете, взять с пола игрушку и прощупать пупырышки на огуречной кожуре куда проще, чем сказать «самокат» или «мороженное». Вот и выходит, что сначала свое развитие получает мелкая моторика, а догоняет его уже речевая активность.

Кроме того, для дошкольников с развитой моторикой куда проще изучать мир — они могут самостоятельно застегнуть молнию на куртке, собрать картинку из пазлов или причесаться. И в случае, если остальным это удается, а кому-то нет, страдает эмоциональный фон и самооценка, а это имеет негативное значение. Дети очень расстраиваются, когда сверстники способны слепить из пластилина уточку или собрать большую башню из кубиков, а они не в силах этого сделать. Теперь поговорим о том, как положительно повлиять на развитие мелкой моторики у детей.



Простые упражнения

Игры и специальные занятия требуют усидчивости и свободного пространства, причина тому — ранний возраст. Простые упражнения позволят развивать пальцы рук ребенка где угодно: в автобусе, в ожидании очереди к педиатру, в гостях.

Массаж пальцев ребенкуМассажНет ничего проще, чем промассировать ребенку кисти рук и пальчики. Не забудьте затронуть и стопы малыша – нижние конечности тоже требуют развития. Можно при это приговаривать потешки, стишки. Многие детки засыпают во время такого массажа, а мелкая моторика при этом развивается полным ходом.
Игра в ладошкиИгра в ладошкиНаверняка каждый педагог и родитель знает игру в «Ладушки-ладушки». Во время постукивания ладоней происходит стимуляция мышц, ребенок напрягает пальчики и выпрямляет их.
Дети рвут бумагуРазрыв бумагиПредлагается несколько листов бумаги. Чем старше ребенок, тем толще бумага и больше ее слоев. Совсем маленьким можно предложить газеты.
Ребенок листает страницы книгиЛистание страницЖурналы, альбомы, книжки – выбирайте только то, что заинтересует ребенка. Там должны быть картинки, яркие предметы, возможно, трехмерные сюжеты.
Ребенок плетет бусыБусыМалышам обычно предлагается ощупывать бусы, висящие на маме. Они могут быть разной величины, с интересными звенящими и шуршащими наполнителями. Позже дети сами начинают собирать бусы.
Девочка изучает мешочки с крупойМешочки с крупойИх вы можете сделать сами или купить в магазине интересные игрушки с «начинкой»: гранулы, рис, гречка, горох, камешки. Это один из самых простых способов развить мелкую моторику.
Рисунки на пескеПесокИз него не только можно делать куличи на прогулке, но и рисунки дома. В магазинах продаются специальные наборы с разноцветным песком для рисования.

Развивающие процессы

Предложите ребенку, имеющему ранний дошкольный возраст, делать то, что затрагивает непосредственно работу пальцев рук. При этом совсем не обязательно покупать дорогие развивающие игрушки – все необходимое можно найти дома.

Ребенок играет с горохомИгра с горошинойБерете любую пустую банку, рядом кладете горошину (чем старше ребенок, тем она мельче). Показываете, что сначала нужно открыть крышку, потом взять горошину, положить в банку, закрыть крышку. Попросите ребенка повторить.
Ребенок закручивает банкиЗавинчиваниеНаверняка в каждой семье есть завинчивающиеся бутылки, банки, пузырьки. Не выбрасывайте их после использования - они помогут развить мелкую моторику рук вашему малышу. Помойте их, открутите крышечки, перемешайте и предложите ребенку подобрать нужные к своим банкам. Такое упражнение развивает еще и логику (большая банка – большая крышка).
Ребенок застегивает молниюЗастегиваниеДети любят играть с замками – не стоит их в этом ограничивать.
Завязывает шнуркиШнуровкаДля совсем маленьких детей такое упражнение будет сложным, но вот для 3-4-х летних – вполне нормальным. Оно не только разовьет моторику, но и поможет в будущем самостоятельно обуваться.
Ребенок лепит из тестаЛепкаРечь идет не только о пластилине. Если мама на кухне замешивает тесто, ей стоит позвать своего малыша на помощь. Тут в качестве бонуса играет эмоциональная составляющая.

Упражнения для детей от 3 лет

Тогда, как ранний возраст малышей дает больше простора для фантазии родителей, в 3 года детей уже трудно удивить пластилином или подушкой с наполнителем. Их уровень интеллекта достаточно высок, чтобы заняться чем-то более серьезным и сложным. Дошколята готовы к заданиям, требующим усидчивости.

Ltnb hbce.n rhfcrfvbРисование, раскраскиКарандаши и кисточки входят в арсенал развития и раньше, но на данном этапе можно уже разглядеть понятные линии и сюжеты. Предложите нарисовать что-то конкретное: маму, дом, дерево, машинку. Хорошо бы готовить так подарок ко дню рождения близких людей – ребенок будет стараться еще больше.
Ребенок собирает пазлыМозаики и пазлыВ 3 года, даже чуть раньше, дети начинают мыслить логически, поэтому собрать картинку для них становится посильной задачей, отлично влияющей на развитие моторики. Чем старше ребенок, тем мельче детали.
Ребенок вырезает из бумагиРабота с ножницамиПредложите вырезать кружок в виде солнышка, облака, травку и прочее. Потом это все можно приклеить к чистому листу бумаги и гордиться выполненной аппликацией.

Любые игры, направленные на развитие мелкой моторики, особенно предполагающие контакт с мелкими предметами, должны проходить под чутким руководством взрослых. В 3-4 года этот момент уже не так критичен, но все же требует контроля. Провести занятие на моторику один раз недостаточно – требуется систематичность с постоянным усложнением и добавлением новых заданий. Вы увидите, как малыш стал активнее, любопытнее, ловчее, усваивает новую для себя роль взрослого человечка — для мам и пап вырастут настоящие помощники. И дошкольникам будет проще в будущем получать знания в стенах школы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов, будьте первым)
Загрузка...

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz